Общая информация

Условное обозначение подшипника состоит из основного обозначения и дополнительного обозначения.

Дополнительное о6означение располагается перед основным обозначением (префикс) и после основного обозначения (суффикс).

Самая древняя находка железного подшипника датируется 1780 годом.

Основное условное обозначение подшипника в виде цифровых знаков характеризует его тип, размер внутреннего диаметра, серии диаметра и ширины, конструктивное исполнение. Это о6означение характеризует основное исполнение подшипника, которое означает что подшипник изготовлен:

  • с габаритными размерами по ГОСТ 3478-79 «Подшипники качения. Основные размеры»;
  • с кольцами и телами качения из подшипниковой стали;
  • по нормальному классу точности ГОСТ 520-2002 «Подшипники качения. Общие технические условия»;
  • с внутренним радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 2481081 «Подшипники качения. Зазоры»;
  • с сепаратором, установленным для основного исполнения в документации изготовителя;
  • с нерегламентированым уровнем вибрации.

Дополнительное условное о6означение подшипника в виде цифровых и буквенных знаков характеризует класс точности, радиальный зазор и другие технические требования.

Безмаслянные подшипники начали выпускать в 1945 году.

Сочетание основного и дополнительного условных обозначений составляет полное условное обозначение подшипника, которое регламентируется ГОСТ 3189-89 «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений».

Леонардо да Винчи использовал в своих изобретениях опоры качения, поэтому его наряду с другими гениальными изобретателями можно считать основателем идеи подшипника качения. Он создал изображение шарикоподшипника, состоящего из двух колец посреди которых размещены вращающиеся шарики.

Подшипники качения классифицируются по следующим основным признакам:

  • по направлению воспринимаемой нагрузки по отношению к оси вала;
  • по форме тел качения;
  • по числу рядов тел качения в подшипнике;
  • по чувствительности к перекосам;
  • по наличию защиты внутренней полости подшипника;
  • по способу монтажа подшипника в опоре.

Тела качения роликовых подшипников имеют различные конструктивные исполнения:

  • цилиндрические (короткие и длинные);
  • конические;
  • бочкообразные (симметричные и асимметричные );
  • игольчатые;
  • витые.

По направлению воспринимаемой нагрузки подшипники разделяют на четыре основные группы:

  • радиальные;
  • радиально-упорные;
  • упорно-радиальные;
  • упорные.

По способу монтажа подшипника в опоре на:

  • подшипники со стопорной шайбой на наружном кольце;
  • подшипники с упорным бортом на наружном кольце;
  • подшипники с закрепительными или стяжными втулками.

По числу рядов тел качения подшипники разделяют на:

  • однорядные;
  • двухрядные;
  • четырехрядные;
  • многорядные.

По форме тел качении подшипники разделяют на:

  • шариковые:
  • роликовые,
  • комбинированные.

По чувствительности к перекосам разделяют на:

  • самоустанавливающиеся (позволяют до 3% перекос);
  • не самоустанавливающиеся.

По наличию защиты внутренней полости на:

  • подшипники с защитными шайбами;
  • подшипники с уплотнениями.